Почти 8 лет я регулярно покупаю на «Озоне». За это время количество пунктов выдачи в моём городе увеличилось в десятки раз. Шаговая доступность сделала получение товаров очень удобной. Хоть живу и я не в столице и даже не в областном центре, но работа сервиса почти идеальна. Почти.
Я не знаю какие условия у работников склада, но почему-то, если я забираю последний товар, да ещё и по большой скидке, то он часто приходит убитый в хлам. Или не приходит вообще.
Это можно было бы списать на халатность поставщиков, но практически всегда продавцом является сам «Озон». Интересно, на каком секретном совещании было принято решение об упаковке хрупких вещей в пару слоёв тоненькой стрейч-пленки и чем это было обосновано? Неужели только заботой о товарах, которые окажутся рядом?
Допускаю, что мне просто не повезло, но возврат товара никому не нравится и всегда огорчает. Ещё больше огорчает долгий возврат средств. Если до 2019 года приходилось ждать пока банки между собой договорятся, то с появлением дебетовой карты «Ozon.Card» ситуация сильно изменилась в лучшую сторону. Помню случай, когда деньги за несостоявшуюся покупку вернулись раньше, чем я вышел из пункта выдачи. А ещё были «любимые категории», кешбэк и конвертация по курсу ЦБ, из-за чего покупки на зарубежных площадках были без банковских наценок. Смысл пользоваться был, тем более, что обслуживание бесплатное, а стоимость карты символическая – 1 рубль. И я пользовался, даже проезд оплачивал:
У карты был один жирный минус. Выпуском карт и их обслуживанием занимался не «Озон», а сторонняя организация РНКО «Платежный центр», она же «Золотая корона». Она выпускает карты ещё для «Билайна», «Связного» (Кукуруза) и некоторых микрофинансовых организаций. Соответственно, если ранее или в процессе использования с кем-то из них возникали финансовые разногласия, то карту могли не одобрить или заблокировать. Но претензии-то предъявлялись к «Озону».
Возможно, что и по этой причине в апреле 2021 года «Озон» купил себе банк. Внедрение новшеств обычно занимает до полугода. Скорее всего поэтому в октябре поменялись правила и ухудшились условия по карте. Для получения «старых» кешбэков требовалась платная Premium-подписка, да и не было никаких гарантий, что в итоге окажешься в плюсе, потому что кроме подписки ещё и сам товар должен быть Premium, а это было не всегда. Зато был анонсирован новый способ оплаты – «Ozon Счёт»:
На замену счёта должна была прийти новая карта, но февральские события внесли свои коррективы. Мало того, что цены стали такими, будто Советский Союз опять распался, так ещё и министерство финансов США ввело санкции против «Ozon-банка». Причиной стал предыдущий владелец – «Совкомбанк», который сам попал под санкции, потому что входит в десятку крупнейших банков страны. Спустя 2 недели «Озон» регистрирует новый банк «Еком Банк» и получает лицензию от ЦБ. Зачем это было делать и почему не посмеялись над санкциями? Всё просто: материнская компания Ozon Holdings plc зарегистрирована на Кипре и торгуется на нью-йоркской бирже. К концу марта чиновники в штатах одумались и исключили «Ozon-банк» из санкционного списка, но это было уже не важно.
Лично мне покупать с помощью счёта стало удобнее, так как вместо ожидания баллов, премиум-баллов, кешбэков и всего того наследия всех-всех предыдущих программ лояльности, было сразу видно итоговый ценник на товаре. Тем временем карта превращалась в тыкву и становилась бесполезной. Если в июне на обычные покупки вне «Озона» кешбэк стал меньше в 10 раз, то в июле он вообще пропал.
И вот, не прошло и полгода, как я в августе получаю письмо от Димы Маликова:
Счёт стал картой! Так, что нам обещают?
Скидки до 30% за покупки на «Озон» и кешбэк до 10% за покупки за его пределами.
Восхитительно, а если серьезно?
Скидки те же самые, что были и при оплате счётом. В реальности, вместо маркетинговых до 30% (почему не сделать сразу до 99%?) получится сэкономить от 4 до 10%.
Есть исключения, например за товар слева неважно чем платить, а товар справа при оплате «Ozon картой» выйдет дешевле:
Кешбэк. Тут ещё интереснее. Он начисляется только за покупки в других магазинах.
Хорошая новость: кешбэк в рублях и потратить их можно где угодно. Плохая новость: начисляется не сразу, а за предыдущий месяц. Вторая плохая новость: получить можно не больше 3000 рублей в месяц. Третья плохая новость: при возврате товара начисленное придётся вернуть, даже если оно уже было потрачено.
За любую покупку начисляется кешбэк – 1%, но чтобы его получить сейчас нужно постараться.
При каждой оплате картой с продавца берётся так называемая эквайринговая комиссия, которая делится между банком, выпустившим карту, платежной системой (Мир, Visa, Mastercard и т.д.) и банком, чей терминал стоит у продавца. Поэтому банки так охотно раздают свои карты и даже делятся частью своей прибыли. Продавцы платят комиссию не из своего кармана, а за счет увеличения конечной цены товара, так что за всё платит покупатель, в том числе и за свой кешбэк.
На большинство покупок кешбэк будет в 2 раза меньше – 0,5%. Это связано с тем, что Центробанк ограничил эквайринговые комиссии до 1% на социально-значимые товары и услуги, а это практически все магазины.
Есть «любимые категории». Там обещают вернуть до 10%, но не более 1500 рублей в месяц. На август я выбрал такие:
Есть ещё один подводный камень. Кешбэк округляется до рубля в меньшую сторону. Что это значит?
Допустим, если какой-нибудь товар продается по цене 100 рублей, то за него начислят 1 рубль, а если он стоит 99,99 рублей, то ничего не начислят, потому что кешбэк получился меньше рубля. Если цена 199 рублей, то за него начислят тоже 1 рубль, потому что 1,99 округляется в меньшую сторону до 1. Если такой же товар продается в Пятёрочке, то ничего не начислят потому что там продаются социально-значимые товары и там кешбэк будет 0,5%. Соответственно, если это не «любимая категория», то покупать с помощью Ozon Карты что-либо дешевле 200 рублей смысла нет.
Держать деньги на карте тоже неинтересно, ведь процент на остаток не начисляется.
А теперь вишенка на торте: «Еком Банк» не является участником сервиса Mir Pay, а значит бесконтактная оплата телефоном не поддерживается. Нужен пластик.
Исправились. 16.09.2022 Ozon Карту можно подключить к Mir Pay.
Заказываю, тем более, что цена этого удовольствия символическая – 1 рубль, а обслуживание бесплатное. Приходит такая карта:
Я сначала подумал, что произошла ошибка и вместо полноценной карты мне прислали заготовку, но потом перевернул карту и успокоился. Всё на месте. Реквизиты нанесены краской, без тиснения, которое сейчас не имеет прикладного значения (импринтеры я только в кино и видел).
Бесконтактная оплата тоже работает.
Кстати, мало кто знает, но карты каждой платежной системы имеют свои защитные элементы: голограмма, которую всем видно и символ российского рубля, если на лицевую сторону карты посветить ультрафиолетом:
Что в итоге? Карта только вышла, а сейчас далеко не самое лучшее для этого время. Если с 1 сентября ЦБ отменит свое решение по ограничению комиссий, а «Еком Банк» в свою очередь изменит условия по начислению кешбэка, то карта может и стать повседневной, иначе придётся держать в голове слишком много информации, а оно того не стоит.